Одесса, 04.09.11. День третий. «Знакомые места» или “дыра провинциальная” отменяется

(рассказывает Егор)

Третий день выдался настолько насыщенным, что уместить его в одну путевую заметку казалось задачей абсолютно непосильной. Однако, мы собрались с духом, и, решив, что аксиома “меньше слов, больше дела” (в нашем случае – фотографий) вполне уместна. Поэтому наша прогулка по центру Одессы со всеми полагающимися достопримечательностями, с открытием одного памятника, случайным обнаружением другого, с громадным транспортным средством, двумя персонажами Катаева,  удивительным предупреждением и скульптурой, потянувшейся за птицей развернется перед вами в полном фотообъеме. Поехали? Нет, пошли!

Погода, так расстроившая нас вчера, сейчас вела себя безупречно: солнце, небо, легчайшие облачка, приятный ветерок –  в общем, извинялась. Добравшись до центра города, мы отправились в наш поход, пытаясь по дороге объять необъятное, а если точнее, сфотографировать, осмотреть, обсудить и оценить все красоты Одессы. Задача непосильная, но что-то нам все же удалось.

Центр. Понятно чей

Практически не нарочно мы попали на открытие памятника Бабелю на углу Ришельевской и Жуковского, приуроченное к дню города (последний был 2-го сентября), правда, в толпе толкаться не стали, а, интеллигентно сфотографировав действо издали, потопали дальше (подошли и осмотрели памятник мы много позже).

Открытие памятника И. Бабелю

Продолжив наше путешествие (сопровождающееся рассказами папы обо всем окружающем и перманентными поисками какого-то невероятного ягодного мороженого, которого, как назло, нигде не было) мы полюбовались зданием оперного театра, перед которым как раз разбирали сцену (как там, интересно, ансамбль Александрова под вчерашним ливнем отдувался?), и свернули на Дерибасовскую.

Великолепное здание оперного театра
А вдруг поймает!

Здесь, дойдя до начала улицы и осмотрев небольшой памятник де Рибасу (о котором, как правило, никто даже не упоминает), мы абсолютно случайно совершили очень интересное открытие.

Памятник де Рибасу

Проходя мимо типичного одесского дворика, я мельком заглянул внутрь и обнаружил какую-то статую в его центре. Подошли. Оказалось, что здесь стоит памятник варшавскому врачу Знаменгофу, создателю эсперанто.

Памятник человеку, придумавшему эсперанто

Уже потом, сверившись с всезнающим Интернетом, мы выяснили, что многоуважаемый доктор никогда не был в Одессе, а памятник заказчик (видимо, богатый эсперантист) в середине тридцатых попросту не забрал у скульптора, который, ничтоже сумняшеся, установил бюст у себя во дворе. Среди старожилов бытует легенда, что при настойчивых расспросах властей (кто, мол, такой?) скульптор отвечал, что это-де его покойный папенька. С чем власти от него и откатывали. Интересно!

Окрыленные, мы продолжили прогулку, пройдя мимо археологического музея, и подойдя к началу Приморского бульвара (и к мэрии, соответственно). Вот где глаза разбежались!

Лакоон перед археологическим музеем
Небезызвестный указатель городов-побратимов у мэрии
Памятник Пушкину в начале Приморского бульвара
Цитирую: “Эта пушка – военный трофей. Её вес 250 пудов, а бомбы – 2 пуда 16 фунтов”
Бандурист, это вам не шутки!

Здесь мы прошлись между колоннами, поддерживающими крышу мэрии, осмотрели трофейную пушку с фрегата “Тигр”, послушали человека, играющего на бандуре и подивились количеству струн инструмента и ловкости пальцев музыканта. У памятника Пушкину, как и у многих достопримечательностей Одессы своя легенда: говорят, что городские власти отказались спонсировать возведение монумента поэту. Жители города скинулись по подписке и поставили-таки памятник, но… спиной к ненавистной мэрии!

Неспешно идя по Приморскому бульвару мимо гостиницы “Лондонская”, мы даже не подозревали, какой шок ожидает нас впереди. Никто же не предупреждал, что дойдя до памятника Ришелье и повернув головы к морвокзалу мы увидим…

А кораблик-то больше морвокзала!

Поверьте, чем ближе подходишь, тем он кажется больше. И никакие фотографии не передадут ощущения собственного ничтожества по сравнению с этим монстром. Немного отойдя от первоначального оцепенения, мы принялись за фотографирование.

Со второго люка на Дюка уже не посмотришь…

А потом спустились по Потёмкинской лестнице, чтобы оценить заморское чудо-юдо вблизи.

Морвокзал с ужасной скульптурой работы товарища Неизвестного перед ним
Пасторальная стоянка яхт
Потёмкинская лестница
Кусочек порта
ГРОМАДИНА!!

Э-э-эх, поплавать бы на таком!

После моря мы отправились на Екатерининскую площадь, где осмотрели памятник императрице, пьедестал которого украшен фигурами четырех основателей города: де Рибаса, Зубова, Потёмкина и де Волана.

Вид на Екатеринискую площадь

Памятнику этому, между прочим, больше ста лет, правда, доблестная советская власть демонтировала его в 1920, поставив на том же месте Маркса, которого одесситы поливали краской, били нещадно и, в конце концов, сломали. Был установлен новый памятник тому же Марксу, тут же с неистребимым одесским юмором прозванный “Карлом Вторым”, а в 1965 здесь поставили монумент матросам-потёмкинцам, которых в Одессе любят, а потому жители города особо не возмущались. На исконное место памятник основателям города вернулся лишь в 2007, да и то против воли тогдашней, мягко говоря, националистической власти (Екатерина, мол, Запорожскую Сечь распустила – ну не идиоты?).

Экскурсия

Неподалеку стояло красивое, но, к сожалению, полуразрушенное здание. Сначала я сфотографировал его, а уже потом, заметив, и надпись под ним.

Разваливающееся (но красивое!) здание…
…и предупреждение!

А мы под ним и не ходили!

Церковь

Дальше путь наш лежал через Городской сад, зеленый, красивый, людный и шумный.

Беседка. Горсад
Фонтан. Горсад

И здесь мы не смогли отказать себе в удовольствии…

Те же – и Утёсов

Посмотрели, как настоящий кузнец женского пола (“куила”, тут же сориентировался Юлькин младший брат) выковывает розу и зашли в “Гамбринус” – тот самый, Купринский, настоящий пивной подвал, найдя местные пиво и интерьер (чуть подгламуренный современными элементами) достойными высших похвал!

А после наше восприятие окружающей действительности ждало истинное наслаждение: пройдя мимо памятника небезызвестным литературным героям, мы зашли в Пассаж.

Петя и Гаврик, придуманные В. Катаевым

Руки сами расчехлили фотоаппарат, и на добрые двадцать минут отказались делать что либо, кроме – снимать, снимать, снимать… Есть такие места, попадая в которые, хочется запечатлеть их целиком, и, понимая умом всю невозможность этих дерзновенных замыслов, все же продолжаешь фотографировать, много, долго. И остановиться нет никаких сил.

Балкон в Пассаже
Ещё Пассаж
Пассаж, вид изнутри
В Пассаже

Впечатления настолько переполнили нас, что пришлось везти их в Израиль очень осторожно, чтоб не расплескать ненароком. Если можно влюбиться в Одессу ещё больше – мы обязательно сделаем это в следующий раз, потому что сюда невозможно не вернуться!

P. S. В обозримом будущем – Одесский unplugged-фотоальбом.